Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 617-623 опубликовано: 20 сентября 2023г.


ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Введено-Островский) (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в пос. Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл., на левом берегу р. Оять. Название реки происходит, вероятно, от вепсского «ойя» - «ручей».

XV - нач. XX в.

Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org
Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org

Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org
Впервые О. м. упоминается в Житии прп. Александра Cвирского (род. в 1448), написанном его учеником игум. Иродионом (Кочневым) ок. 1545 г.: родители прп. Александра, преподобные Сергий (в миру Стефан) и Варвара (в миру Васса), были «поселяне села, нарицаемого Мандеры» - «иже бе прямо Островского монастыря Пресвятыя Богородицы честнаго ея Введения». Стефан и Васса приняли здесь схиму. Это позволяет предположить, что первоначально в стенах О. м. существовали как женская, так и муж. община. В 1472 г. упомянут игум. Иоаким. В обители хранились железные вериги преподобных (утрачены) и Тихвинская (по иконографии - Грузинская) икона Божией Матери «Одигитрия», перед которой они, по преданию, молились о даровании им сына. Эта резная раскрашенная икона (116,5×87 см) впосл. находилась в местном ряду иконостаса монастырского Введенского собора. Имеются источники, согласно к-рым она создана в 1-й пол. XVI в. В 1796 г. почитаемый образ был поновлен, а затем украшен пеленой и жемчужным убрусом (пожертвованы сенатором А. И. Корсаковым в 1811), а также серебряно-позолоченной чеканной ризой весом более 27 фунтов (изготовлена в 1823 на средства столичного купца В. Н. Лемтюгина; все предметы утрачены). В 1937 г. икона поступила в ГРМ (Соловьёва. 2013). Там же хранится и древняя икона с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, видимо находившаяся у сев. врат иконостаса.

Согласно позднему источнику (кон. XVII-XVIII в.), «в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятой Богородицы… идеже отец и мати Александровы погребены», похоронены 7 учеников прп. Александра Свирского - преподобные Игнатий , Леонид , Дионисий , Феодор , Ферапонт , Корнилий и Афанасий Островские (Описание о российских святых. С. 264). Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что прп. Игнатий мог быть основателем мон-ря (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Места захоронения этих святых утрачены к XIX в.

Небогатый мон-рь многократно разоряли интервенты. В самой ранней из дошедших до нас описей Обонежской пятины Новгородской земли 1582 г. указан «погост Введенский на Ояти, а ныне монастырь Введенский на Острову. А в нем церковь Богоявление Господне, да место церковное, что была церковь Верховных Ап. Петра и Павла. А церкви пожгли Немецкие люди и тово монастыря кельи и ограду и около монастыря. Да туто ж живут за полем в пустоши на острову на монастырской же земле поп черной Аркадей, да 5 старцов» (Зверинский. Т. 2. № 706. С. 91-92).

При царе Иоанне IV Васильевиче Грозном О. м. имел жалованную грамоту на вотчины размером в 2 обжи и оз. Кайволахта (Кандалахта, Кадалахта, Кандальское) в устье р. Корелки, «на нижнем конце против Ояцких тонь» (Ист.-стат. сведения. 1873. С. 262). Эта грамота сгорела в 1592 (1590?) г., о чем сказано в челобитной старца Игнатия царю Феодору Иоанновичу: «Приходили на наши на Новгородские места Немецкие люди войною и тот наш монастырь, и церкви, и в церквах образы и книги сожгли» (Там же. С. 258). Старец жаловался на притеснения со стороны подьячих и рассыльщиков от Новгородских воевод, также со стороны наместничьих дьяков и детей боярских и десятников от Новгородского митрополита. Жалованной несудимой грамотой от 17 мая 1597 г. царь Феодор освободил монастырскую вотчину (6 обж и озеро) от податей и оброка (ДАИ. Т. 1. № 141. С. 233-235), а еще ранее, в 1589 г., пожаловал обители «пустую тоню Серебреницу и сколом на реке на Свире повыше Ролгача» (Ист.-стат. сведения. 1873. С. 260). Права по этой грамоте утвердил царь Борис Феодорович Годунов (25 июня 1598). Пожалования государя Феодора Иоанновича подтвердил иеромонаху Варлааму царь Василий Иоаннович Шуйский (февр. 1607).

Вероятно, в 1613 г. выходцами из литов. земель были сожжены Богоявленский и Петропавловский храмы, в О. м. оставалась только Введенская ц. По писцовой книге 1620 г., во Введенском погосте на Ояти находились «церковь Введение Пресвятой Богородицы да два места церковные Богоявление Господне, да Петра и Павла церкви позжгли Литовские люди да на монастыре ж 3 кельи поставлены вновь после войн Литовских и Немецких людей: келья черного священника Исака да келья келаря старца Павла, да келья, а в ней живут 3 старца да за монастырем двор конюшенный» (Там же. С. 257). Наиболее ясно изложил права О. м. царь Михаил Феодорович в грамоте от 5 марта 1618 г. и особенно - от 29 марта 1625 г. Согласно последней, обитель во главе с иером. Варлаамом владела вышеупомянутым озером, 6 обжами земли, из к-рых 4 были пусты и поросли лесом, тоней и «сколом на Свири». В 1627 г. деревянный мон-рь вновь горел. Грамоту подтверждали цари Алексей Михайлович (20 янв. 1646) и Феодор Алексеевич (12 янв. 1677). Самая старая подлинная грамота в монастырском архиве относилась к 16 июня 1635 г. (митр. Новгородского свт. Аффония), древнейшая из 4 сохранившихся описей О. м.- к 1675 г. (СПбФИИ РАН. Кол. 115. Оп. 1. Д. 877). Согласно грамоте царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича от 20 марта 1683 г., обитель была приписана к Александрову Свирскому в честь Святой Троицы монастырю. Права по грамоте свт. Аффония были подтверждены последующими Новгородскими архиереями: Никоном (Миновым) (17 июня 1649), Макарием III (12 окт. 1653), Питиримом (2 янв. 1665), Иоакимом (Савёловым) (28 февр. 1673), Корнилием (8 февр. 1675; им же 23 февр. 1677 строителю иером. Иосифу были переданы 2 полосы пахотной земли в Агафоновщине у монастырской ограды, принадлежавшие новгородскому Софийскому дому), Евфимием (Рылковым) (4 окт. 1696), Иовом (5 февр. 1698) и Феофаном (Прокоповичем) (9 янв. 1728).

В О. м. были сооружены деревянные Богоявленская (1704-1705) с Введенским и Петропавловским приделами и Александро-Свирская (1702-1703) церкви. 14 дек. 1762 г., при архим. Андронике (1-й из известных настоятелей в этом сане; 1761-1763), пожар уничтожил оба храма, частично изменившие посвящения,- деревянный Богоявленский с трапезной и колокольней и Введенский с Петропавловским приделом - с большинством утвари. Митр. Димитрий (Сеченов) разрешил «по бедности» монастыря отстроить вместо двух одну, Введенскую ц.

Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А. П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в.
Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А. П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в.

Введенский собор (1814–1817) и ц. Богоявления (1908–1910). Архит. А. П. Аплаксин. Фотография. Нач. XX в.
В 1764 г. в О. м. были утверждены строительское управление и штат из настоятеля и 6 монашествующих (впосл.- еще 6) и 6 послушников. В 1781 г. здесь проживали только строитель (1778-1784) иером. Корнилий, свящ. Петр Иванов и мон. Аарон, в 1793 г.- строитель (1793-1799) иером. Мелхиседек и инок. Несмотря на бедность мон-ря, в нем удалось построить 2 церкви - теплую Александро-Свирскую (сооружена из старых настоятельских келий, реконструирована с устройством иконостаса в 1782 и 1793 гг. с переосвящением во Введенскую), и соборную Богоявленскую (1782). На деревянной на столбах колокольне висело 7 колоколов, в т. ч. один из Свирского мон-ря. Средства для пропитания братии давали мукомольная мельница и лесопильный завод на р. Чегле.

Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в.
Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в.

Колокольня. 1857–1859 гг. Фотография. Нач. XX в.
Девятиглавый, с 2 главами над приделами 4-престольный Богоявленский собор, судя по описанию, соответствовал традициям сев. деревянного зодчества и отличался обширными размерами. В 1788 г., при строителе (1785-1793) иером. Филарете, в нем были освящены левый придел во имя апостолов Петра и Павла и правый - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в 1793 переосвящен во имя прп. Александра Свирского). В подцерковье находился придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с гробницами преподобных Сергия и Варвары (расширен в 1802 в ходе ремонта храма). В 4-ярусном иконостасе иконы верхних 3 ярусов были «суздальского произведения». Художественный интерес представляло 5-ярусное медное литое паникадило. В 1803 г., при строителе (1799-1804) иером. Пахомии, правый придел был вынесен в смежную с оградой угловую вост. башню с кельями. Там в 10-х гг. XIX в. устроили теплую церковь, но служили в ней только до 1819 г., после чего придел прп. Александра вернули в Богоявленскую ц. Храм Богоявления с Александро-Свирским и Петропавловским приделами ремонтировали в 1802, 1835 (поставлен на каменный фундамент) и 1853 (установлен новый иконостас) гг. В 1829 г. был устроен придел в честь Преображения Господня на месте придела в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (отделан заново в 1864).

Наибольшее развитие О. м. получил при строителях иеромонахах Иннокентии (19 февр. 1813 - 10 июля 1822; впосл. благочинный, архимандрит Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря) и Кирилле (10 июля 1822 - авг. 1829; с 25 апр. 1827 игумен и благочинный). Сохранившийся Введенский собор (возводился в 1814-1817) строился преимущественно на пожертвования: так, в 1817 г. от благотворителей было получено 1450 р. 60 к. Его длина - 30 м, высота стен - 20 м, ширина - более 9 м. Композиция (завершение - купол с барабаном, увенчанным луковичной главкой, и 4 глухих барабана с луковицами по углам здания), детали отделки основного объема несут черты рус. барокко, к-рые сочетаются с элементами провинциального классицизма. В подцерковье хранились монастырская казна, ткани, утварь. Трехчастная Введенская ц. включает трапезную в 4 оси, над к-рой находилась звонница, 2-светный основной объем и полукруглую в плане алтарную апсиду. Зап. фасад декорирован 2 лопатками по сторонам дверного проема, двумя - по углам здания, полуциркульной нишей во 2-м ярусе и симметричными прямоугольными нишами - в 1-м (ранее фасад оформляла живопись). Окна трапезной - в рамочных наличниках. Фасады основного объема в 3 оси (лучше сохр. южный) оформлены 4 лопатками и раскрепованным карнизом с пояском сухариков. Оконные проемы - арочные, с декоративными наличниками в 1-м ярусе и люкарнами - во 2-м. Апсида оформлена аналогичными арочными окнами и нишами. Интерьер перекрыт сомкнутыми сводами, опирающимися на стены, отделяющие его от трапезной и алтаря. Храм был расписан изображениями святых (иконник г. Белозерска И. Папилов-Рожественский). Иконы 4-ярусного вызолоченного иконостаса, плащаницу и 2 хоругви создал в 1820 г. живописец А. Козьмин, в 1867 г. худож. Д. Литвинов возобновил иконы верхних 3 ярусов (все утрачено). 21 нояб. 1817 г. в церкви был освящен Тихвинский придел. В 1827 г. он был перенесен в юго-западную часть храма, весь храм стал теплым (в 1905 придел упразднен).

В 1821-1822 гг. к востоку от храмов был построен каменный корпус (46 кв. м) на 12 келий. В 1826 г. О. м. был обнесен новой каменной оградой с 3 башнями и 2 вратами, ее продлили в 1852 г. Длина ограды составляла 456 м. В 1827 г. в сев. части обители был сооружен настоятельский корпус, расширенный в 1840 г. В числе благотворителей, жертвовавших на постройку, был митр. Серафим (Глаголевский). На 1-м этаже и в мезонине находились также 10 братских келий. Асимметричное здание в формах безордерного классицизма в плане делится на квадратную часть и примыкающую к ней с запада прямоугольную. Вход оформлен крыльцом. При строителе Израиле (Андрееве) (с 14 февр. 1839; игумен с 27 апр. 1851 по 24 авг. 1859) построены каменные кельи, гостиница, подсобные помещения, колокольня с 11 колоколами (1857-1859). Самый большой колокол весил 195 пудов (1851), самый старый был отлит в 1763 г. тщанием столичного купца Н. Х. Насонова, еще один (54 пуда 33 фунта) - в 1848 г. на средства с.-петербургского купца А. В. Клинова. Двухъярусная колокольня в позднеклассицистическом стиле (четверик звона на массивном прямоугольном в плане основании, где находилась ризница) оформлена треугольными фронтонами, лопатками и орнаментом в виде арочек, сухариков и филенок. Она завершена шатром со слухами и луковичной главкой. Высота составляет более 39 м. Кирпичный 2-этажный келейный корпус (1851) на высоком подклете с деревянным мезонином выстроен к югу от церкви на средства благотворителей. Этажи здания в формах позднего провинциального классицизма разделены тягами с картушами, над окнами 2-го этажа - пояс из стилизованных изображений греч. креста в филенках. Трехчастное деление 30-метрового фасада подчеркнуто рустом по вертикали: по углам здания и по сторонам центрального ризалита. В юго-вост. углу расположен еще один 2-этажный братский корпус - с кладовыми и кузницей в нижнем этаже (1854), его фасады разделены лопатками. В 1853 г. к северу от ограды было построено здание гостиницы с 5 кельями на 1-м этаже для работников и шестью - на 2-м для паломников.

Игум. Израиль позаботился об устройстве раки для мощей местночтимых схим. Сергия и схим. Варвары. Власти с 1854 г. до устного разрешения еп. Ладожского Герасима (Добросердова) в 1865 г. препятствовали ее установке, поскольку родители прп. Александра не были общецерковно прославлены. При игум. Израиле О. м. сподобился самого большого за свою историю пожертвования: по завещанию (1847) гр. А. А. Орловой-Чесменской поступило 5715 р. В 1849 г. иером. Варлаам (Ишунин) пожертвовал на поминовение 1579 р. 33 к. В июне 1849 г. О. м. инспектировал в качестве благочинного архим. св. Игнатий (Брянчанинов).

Преемниками игум. Израиля в 60-х гг. XIX в. были игумены Герман, Зоровавель (21 сент. 1859 - 27 янв. 1861), Антоний (Бочков), подвижник благочестия и духовный писатель (строитель с 31 марта 1861, игумен с 6 апр. 1861; 4 апр. 1862 переведен настоятелем в Череменецкий во имя апостола Иоанна Богослова монастырь), Аполлинарий (26 июля 1862 - 29 янв. 1865), Парфений (с 29 янв. 1865; с 7 дек. 1865 игумен, с 27 дек. 1866 настоятель Зеленецкого мон-ря), архим. Иосиф (с 27 дек. 1866; 15 июля 1867 перемещен в тихвинский Успенский мон-рь), иером. Тихон (с 4 янв. 1870). 17 янв. 1864 г. сгорел и не возобновлялся монастырский лесопильный завод на р. Чегле, находившийся в аренде, в т. ч. с 1842 г.- у столичных лесопромышленников Ф. Г. и В. Ф. Громовых. Мукомольная мельница на р. Чегле в том же году была отстроена. 14 окт.- 11 нояб. 1865 г. мон-рь, оставаясь заштатным, получил право принимать столько братии, сколько может содержать, однако с 27 дек. 1867 г. прекратил получать «милостынное подаяние» в 85 р. 71 к. от Новоладожского казначейства (ранее приходило из С.-Петербургской духовной консистории).

К нач. ХХ в. Богоявленская ц. обветшала, и архим. Герман (Московский) решил построить на ее месте 4-престольный каменный собор. Кроме того, было необходимо обследовать братский корпус, пострадавший от пожара, и, возможно, спроектировать новый. Для этих целей он пригласил епархиального архит. А. П. Аплаксина (1879-1931), мастера «неорусского стиля». В 1-й пол. 1908 г. зодчий выполнил проект нового собора, представляющего собой обобщенный образец «псковско-новгородского» храма (ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 28. Д. 529. Л. 10-12), в 1908-1910 гг. было осуществлено строительство. Фасады высокого одноглавого четверика завершались волнообразными фронтонами, под к-рыми должен был располагаться керамический пояс, к четверику примыкали: с востока - невысокая полуциркульная в плане апсида, с запада - развитый притвор, завершенный 3 ломаными щипцами и крыльцом, с юга и севера - приделы с посводными 2-скатными покрытиями, из к-рых «вырастали» глухие шатры, с востока - 3 полуциркульные в плане алтарные апсиды. В строгой симметричной композиции важную роль играли разнообразные криволинейные покрытия. Бесстолпное центральное пространство было завершено парусным сводом на ступенчатых арках и соединено арочными проемами с боковыми приделами, перекрытыми полуцилиндрическими сводами. Предполагалось установить 3-ярусный иконостас в главном приделе и одноярусные - в боковых. Аплаксину принадлежал также проект подворья мон-ря с доходным домом на участке в С.-Петербурге, принадлежавшем губ. секретарю М. С. Добржанскому (Ямбургская ул., 3) (1910, проект не реализован). П-образное здание с двором-курдонером спроектировано в неорус. стиле. Центральный 5-этажный корпус в глубине двора был завершен килевидным кокошником с заполнением поля майоликой. Курдонер отделяла от улицы глухая монастырская ограда, ворота завершал щипец ломаной формы, использовался мотив каменного руста.

К святыням О. м. относились 3 креста-мощевика, пожертвованные при игум. Израиле: серебряно-позолоченный с 9 частицами мощей и др. святынями, в т. ч. с частицами Древа Креста Господня и Его ризы (от с.-петербургского купца Д. Кротова (1843)), серебряный напрестольный крест с 18 частицами мощей (1851) и медный напрестольный позолоченный крест с 14 частицами мощей (дар с.-петербургского купца Ф. А. Ассысалова и его жены). Серебряно-позолоченная дароносица с финифтяными образами была устроена строителем (1829-1839) иером. Артемоном в 1834 г. Он также завещал О. м. капитал в 3916 р. 37 к., к-рый перешел мон-рю по его кончине в 1852 г. В Преображенском приделе находились чтимая икона Господа Вседержителя с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием, Сергием Радонежским, Александром Свирским и образ Введения во храм Пресв. Богородицы - дар дворянина Р. Г. Пустошкина. В ризнице хранились большие напрестольные Евангелия московской печати: 1735 г., пожертвованное помещиками Ф. А. и Д. А. Вындомскими, и 1796 г., в серебряно-позолоченном окладе и с финифтяными образами (вклад с.-петербургского купца Г. Никонова). Один из литургических наборов - серебряный, с финифтью - пожертвовал в окт. 1825 г. архим. Иннокентий. Служебник времени имп. Анны Иоанновны из монастырской б-ки принадлежал митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову). Общая Минея (М., 1845) 16 июня 1847 г. была вложена в монастырь еп. Ревельским Нафанаилом (Савченко). Крестные ходы совершались на Богоявление (на р. Ояти), Введение и в день памяти апостолов Петра и Павла (вокруг обители).

К нач. XX в. О. м. принадлежало более 500 га земли: пустошь Остров, на к-рой находился сам мон-рь (264 дес. 603 кв. саж.), пустошь Корельского острова с Кандальским оз. в 11 верстах от монастыря (297 дес. 439 кв. саж.), Клочуха в 12 верстах на Свири (171 дес. 1123 кв. саж.), Копылова в 10 верстах (19 дес. 634 кв. саж.), Наволок-Чашковичи в версте (10 дес.), Дмитровщина в 8 верстах (2 дес. 824 кв. саж.), а также участок леса у Никольского погоста в 15 верстах от обители (с 1844 г., 50 дес.) и покос по р. Свирице (с 1826 г., дар С. Апрелева). Братия выращивала рожь, овес, ячмень и овощи, держала рогатый скот (до 50 голов) и лошадей (до 15), выкашивала до 7 пудов сена. Ежегодно в Ояти и Свири вылавливалось до 500 пудов рыбы. Для полевых и хозяйственных работ в О. м. ежегодно нанимались работники: до 45 чел. летом и 30 чел. зимой. Доход мон-ря складывался из процентов с капитала, оплаты поминовений, продажи свечей, кружечного сбора, продажи скота, лошадей, сельскохозяйственной продукции, рыбы, платы за аренду мельницы и пустошей. За выгрузку на монастырскую землю дров, к-рые после сплава по Ояти на плотах перегружали на суда для отправки в С.-Петербург, лесопромышленники обеспечивали мон-рь отоплением. Паломники пользовались бесплатной трапезой. На территории О. м. находились колодец и различные хозяйственные постройки, преимущественно сер. ХIХ в.: сараи (1855), конюшни, погреб, квасоварня (1854), скотный двор, кельи для монастырских работников и др. Они частично сохранились в вост. части мон-ря и к северу от него.

К 1917 г. О. м. был самым немногочисленным из мужских: 9 или 10 монахов и 3 послушника. В обитель направлялись монашествующие, совершившие дисциплинарные нарушения, в частности из Александро-Невской лавры.

1917-2019 гг

После Октябрьского переворота О. м. почти сразу лишился большей части земельных угодий (кроме 10 дес.). В 1918 г. настоятель архим. Ювеналий пытался препятствовать вырубкам на лесной даче, к-рые инспирировал Доможировский земельный комитет, реквизиции дома на р. Чегле и инвентаря (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 436. Л. 15, 29). В сент. 1918 г. у вост. стены мон-ря большевиками был расстрелян казначей, 70-летний иером. Димитриан (Парфений Артемук). В окт. 1918 г. на территории обители сформировалась коммуна «Пролетариат». Из 82 ее членов 47 чел. поселились при обители.

В марте 1919 г. О. м. был окончательно закрыт, и братия, кроме иером. Николая (Сергиевского), оставила его. 18 окт. 1919 г. для восстановления монастырской жизни в обитель был временно командирован иером. прмч. Лев (Егоров). Иером. Николай продолжал служение в бывш. мон-ре до ареста 9 янв. 1931 г. (с 1934 служил в дер. Холынье под Новгородом, расстрелян 5 дек. 1937). «В силу неурядиц среди членов коммуны» в 1921 г. она прекратила свое существование. Ок. 1923 г. в мон-ре был организован совхоз агрослужбы Мурманской железной дороги Наркомата путей сообщения, в к-ром «концы еле сводились с концами» (Мурманская железная дорога. 1925. С. 212). После ликвидации совхоза на его основе 1 окт. учредили агробазу «Ильич» Колонизационного отдела. Неподалеку была организована агробаза «Зеленец» (Зеленецкий мон-рь). Но и после этого урожаи оставались «очень невысоки». 4 сент. 1924 г. Волховстроевским уездным землеуправлением был подписан документ о выделении агробазе «Ильич» земли (в 1924-1925 - 135,11 га; в 1925-1926 - 315,11 га). Агробаза должна была снабжать переселенцев семенами, овощами, сеном, молодняком племенного скота и поросятами для откорма. Однако инспектирование агробазы, в к-ром участвовал идеолог и руководитель «колонизационного» движения А. М. Арнольдов (Шейнфайн; с 6 по 22 окт. 1924 г.), показало, что агробаза «совершенно не соответствует своему назначению. Хозяйство ведется недостаточно хорошо, несмотря на обилие администрации (9 человек) и рабочих рук (32 человека)» (Письма с линии // Вестн. Карело-Мурманского края. 1924. № 11. С. 4). С 1929 по 1938 г. хозяйство агробазы «Ильич» относилось к отделу рабочего снабжения треста «Свирьстрой». Помещения О. м. были заняты учреждениями агробазы (впосл. коопхоз, совхоз) «Ильич». К 1935 г. в ведении агробазы находилось 300 га пашни, была создана молочно-товарная ферма им. Е. Д. Стасовой.

В 20-х гг. XX в. была уничтожена монастырская ограда, в кон. 1932 г. закрыта и вскоре разобрана с выборкой бутового фундамента Богоявленская ц. 23 нояб. 1932 г. президиум Леноблисполкома вынес постановление о ликвидации бывшей церкви мон-ря: «Учитывая, что община пользуется двумя церковными зданиями, что противоречит ст. 10 закона о религиозных объединениях, а также принимая во внимание нуждаемость колхоза «Ильич» в помещении для школы и клуба, новое здание Введено-Островского монастыря ликвидировать и использовать для указанных целей, древнюю церковь оставить в пользовании верующих». Во Введенском храме был устроен клуб с кинозалом, убранство утрачено. Кладбище уничтожено, кроме 2 надгробных плит; колокола утрачены. Завершение колокольни снесено ураганом в 70-х гг. XX в. После 1971 г. центральная усадьба совхоза переместилась в новый пос. Рассвет. В 1961 г. в пос. Совхоз Ильич проживал 271 чел., в 2014 г.- 1 чел.

В 1991-1992 гг. обитель была передана Троицкому Измайловскому собору для организации подворья - подсобного хозяйства под началом Л. А. Коняшовой (1930-1997; 17 июня 1993 приняла постриг с именем Фекла, похоронена на новом монастырском кладбище). 27 дек. 1993 г. решением Синода был открыт жен. мон-рь под названием Введено-Оятский, а не Введено-Островский, поскольку остров на р. Ояти не образуется вслед. ее обмеления; мон. Фекла назначена настоятельницей. Затем настоятельницей стала мон. Михаила (Орешко), в обители служили прикомандированные от Александро-Невской лавры иеромонахи, в частности иером. (впосл. игумен) Вениамин (Непоту; по его инициативе была написана икона преподобных Сергия и Варвары). В 1998 г. в О. м. проживали 4 монахини и неск. трудниц. С 2002 г. сестричество возглавляет мон. Иоанна (Егорова), 7 мая 2003 г. утвержденная в должности настоятельницы, с 2006 г. игумения. Восстановительные работы велись фактически под началом настоятеля Александро-Свирского мон-ря архим. Лукиана (Куценко; ныне епископ Благовещенский и Тындинский).

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2005) и часовня с купальней (2003–2005). Фото: town812.ru
Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2005) и часовня с купальней (2003–2005). Фото: town812.ru

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2005) и часовня с купальней (2003–2005). Фото: town812.ru
До окончания ремонта Введенского собора богослужения совершались как в нем, так и в сев.-вост. корпусе. С 1993 г. на 2-м этаже корпуса временно действовала домовая ц. в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение». До 2001 г. были отремонтированы фасады Введенского храма, устроен 2-ярусный иконостас (иконы написаны в мастерской Тервенического в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря). Во Введенском соборе находятся мощевик с частицами мощей святых Сергия Радонежского, Макария, митр. Киевского, Даниила Переяславского, Нила Столобенского, Луки (Войно-Ясенецкого) и Ионы (Атаманского), перенесенный из Александрова Свирского мон-ря, а также чтимая икона Введения во храм Пресв. Богородицы.

К 1995 г. на месте алтаря Богоявленского храма был установлен крест, в 2003 г. над местом упокоения преподобных Сергия и Варвары появились 2 гробницы из карельского гранита. В 2004-2006 гг. над ними была сооружена кирпичная часовня. Над новооткрытым целебным источником построена часовня с купальней (2003-2005), рядом - деревянная водосвятная шатровая часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в рус. стиле (2005).

Колокольня восстановлена с завершением в виде «древнерусского» шатра, зимой 2005 г. на нее были подняты 7 уральских колоколов, самый большой - весом 364 кг. В Троицкую родительскую субботу 2006 г. на участке Богоявленского храма была установлена памятная мраморная книга с высеченными на ней выявленными именами насельников мон-ря за всю его историю. В 2005 г. был реконструирован в стилистике старых монастырских зданий кирпичный дом 60-х гг. XX в. между келейным корпусом и колокольней. В 2005-2006 гг. была также построена монастырская стена со св. воротами, от колокольни сделан спуск к р. Ояти. К северо-западу от церкви устроено новое кладбище. О. м. владеет сельскохозяйственными угодьями (106 га). В 2005 г. был посажен сад из 70 плодовых деревьев (яблонь, вишен, слив) и 40 ягодных кустов.

На месте часовни, где стоял родительский дом прп. Александра, в пустоши Мандеры, силами Всецерковного православного молодежного движения установлен крест (1996). Ранее на этом месте находилась деревянная часовня (1820). 21 сент. 2006 г. архим. Лукианом (Куценко) там была заложена часовня во имя святого (2014). За основу проекта был взят один из старейших в России деревянных храмов вмч. Георгия Победоносца в дер. Родионово (Юксовичи) Подпорожского р-на Ленинградской обл. В нояб. 2007 г. в дер. Яровщине Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. в 25 км от обители на берегу р. Оять был образован Никольский скит. Приходской и кладбищенский 3-частный храм свт. Николая Чудотворца в рус. стиле построен в 1896 г. на участке, пожертвованном дочерью штабс-капитана Е. Н. Даниловой (архит. П. Ф. Вахрушев; закрыт в 1930). Старый храм разобрали и на его месте соорудили деревянную церковь. На рубеже XX и XXI вв. к О. м. был приписан скит в дер. Новинка Лодейнопольского р-на на месте упраздненного Верхнеоятского Николаевского мон-ря (в наст. время - скит Свирского мон-ря).

В С.-Петербурге обители принадлежит бывш. подворье кашинского в честь Сретения Господня монастыря с ц. во имя св. блгв. кнг. Анны Кашинской (Б. Сампсониевский проспект, 53), открытое в 1894 г. на Выборгской стороне на участке, пожертвованном почетным гражданином Ф. П. Кручининым. 3 апр. 1894 г. здесь была освящена часовня во имя свт. Николая Чудотворца в память спасения цесаревича Николая Александровича при покушении в Оцу (Япония), в 1901-1902 гг. построен 3-этажный каменный флигель по проекту гражданского инженера С. И. Андреева. Проект церкви на 1500 молящихся был заказан архиеп. Тверским и Кашинским Алексием (Опоцким) Аплаксину и стал 1-м в С.-Петербурге, выполненным в неорус. стиле (1906) (РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 677). 2 сент. 1907 г. состоялась закладка, а 18 дек. 1909 г.- освящение церкви. Храм «кораблем» расположен на узком участке, его столпообразная колокольня псковского типа смещена с центральной оси. Центральный барабан, верхний цилиндрический ярус колокольни и часовня имеют шлемовидное венчание глав; фасад кубического основного объема, к к-рому примыкают трапезная и алтарная апсиды, разделен лопатками на 3 прясла и завершен щипцами волнообразной формы. В декоре использовались аркатурно-колончатые пояса и майоликовые фризы (утрачены). Внутреннее пространство 4-столпной церкви разделено на 2 яруса уникальными круговыми хорами, в конструкциях к-рых использован металлопрокат. Подкупольное пространство перекрыто парусным сводом, покоящимся на широких коробовых арках. Подворье, закрытое в 1925 г., в 1994 г. было возвращено С.-Петербургской епархии в аварийном состоянии. 25 июня 1999 г. в храме возобновились службы. Установлены 4-ярусный иконостас в рус. стиле XVII в., запрестольный витраж «Богоматерь Оранта - Великая Панагия» (1996-1999); святыня - икона св. Анны Кашинской с частицей ее мощей. Управляли подворьем мон. Варвара (Горпинченко), затем инокиня София (Егорова).

Престольными праздниками являются Введение во храм Пресв. Богородицы и память преподобных Сергия и Варвары (15 июня; с 2007, когда была составлена и отдельная служба преподобным). С учреждением в 2013 г. Тихвинской епархии мон-рь находится под упр. еп. Мстислава (Дячины).

Лит.: Введенский Островский заштатный мон-рь в Новоладожском у. СПб., 1873; Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3;Полферов. Нужда научит пироги есть: Как можно заставить ослабленный организм работать // Вестн. Мурмана. 1923. № 31. С. 8-10; Колонизация Карельско-Мурманского края: Справ. книжка для желающих водвориться на переселенческих участках в Карельско-Мурманском крае. Л., 1925; Мурманская железная дорога: Колонизационный отдел: Год колонизационной работы: Отчет… за 1923-1924 г. Л., 1925. С. 211-218; Семкин Ф. Вместо мон-ря культурное хозяйство // Карело-Мурманский край. 1929. № 2. С. 29-30; Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской обл. Л., 1987; Берташ А. Введено-Оятский мон-рь // Град духовный. СПб., 2004. № 2. С. 36-37; Введено-Оятский жен. мон-рь. СПб., 2005; Слёзкин А. В. Произведения архитектора А. П. Аплаксина в контексте храмостроения неорус. стиля // Архит. наследство. М., 2009. Вып. 50. С. 362-379; Иоанна (Егорова), игум. Введено-Оятский жен. мон-рь. СПб., 2010; она же [псевд. Мария Фишер]. Творчество добра: Петербургский архитектор А. П. Аплаксин. СПб., 2013. С. 74-79, 96-101; Белоножкин А. Е. С.-Петербургский епарх. архитектор А. П. Аплаксин. СПб., 2013. С. 70-75, 78-79, 144-145, 294-297, 301-302, 353; Соловьёва И. Д. Рельефная икона «Богоматерь Одигитрия» из Введенского Островского мон-ря на Ояти // Святые и святыни Обонежья. Петрозаводск, 2013. С. 147-152; Календарь-справ., 2018 / МП. Тихвинская епархия. Тихвин, 2018. С. 192-201.
Прот. Александр Берташ